Меню
Размер шрифта
A А А
Цвет сайта
А А А
Изображения
Интервал между буквами
Интервал между строками

Помогаем ребенку успешнее адаптироваться в детском саду

Каждый родитель переживал/ задумывался о том, как быстрее пройти адаптацию и что делать (куда бежать и как помочь ребенку дома).

Важно соблюдать несколько простых (но ВАЖНЫХ, несмотря на простоту) действий, которые помогут ребенку легче перенести адаптацию к новому образовательному учреждению.

Данные действия можно применять в разных ситуациях: когда ребенок развивается согласно возрастным нормам или тогда, когда есть особенности в развитии (вне зависимости от состояния — любой ребенок (даже с тяжелыми и множественными нарушениям развития может и будет получать образовательные услуги (отличается лишь форма, и здесь возможно согласно ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия): А) специализированный детский сад с адаптированной программой; Б) получение услуг школы на дому либо в комбинации (домашнее обучение+посещение школы с определенной частотой).

Детский сад/ Первый класс школы

1. Важно, чтобы ребенок ДО детского сада имел возможность регулярного знакомства с другими средами, кроме дома: ежедневные прогулки по разным маршрутам (необязательно гулять по одному и тому же маршруту по улице около дома), выходы в магазин (где много яркого/ запахов/ есть свои правила).

Это поможет получить разный сенсорный опыт (слыша разные голоса/шумы/запахи/количество людей) и разные правила, что облегчить привыкание ребенка к активной среде детского сада и его правилам (от нянь, воспитателей, сверстников).

2. Зная территории садов поблизости, можно рядышком прогуливаться около этой территории, рассказывая про это (даже если ребенок маленький, и Вам кажется, что не понимает — ребенок копит «контекстные» слова). Ребенку будет легче запоминать место, следовать маршруту (если ему важно ходить по одному алгоритму/ играть по одному алгоритму) и быть спокойным, что это место — безопасно.

3. Сходите к педиатру ДО Выхода с детский сад (н.: за 1 год или полгода до предполагаемого выхода), чтобы узнать про то, как поддерживать и укреплять иммунитет ребенка, ведь в начале адаптации (и даже первый год детского сада) — это период частых болезней. Поэтому важно заранее профилактировать ситуацию, уменьшая риски заболеть на долгий период.

4. Совместная игра — важный аспект адаптации, в котором ребенок учится правилам, совместному вниманию и коммуникации с партнером. Вне зависимости от особенностей ребенка, важно уделять время любой совместной игре, так как только через такой контакт с близким (ребенок получает опыт) он сможет разделять внимание с другими людьми спокойнее/дольше, с меньшими опасками.

5. Навыки самостоятельности — наверное, самое из тяжелых действий родителя, ведь в этом деле нужно много ждать, проявлять терпение и неоднократно повторять одни и те же действия. Ребенку уже спокойно можно:

— с 7 месяцев манипулировать ложкой во время кормления (показывать «рука в руке» во время еды; кормить тогда, когда кто-то ест (ребенок быстрее освоит это, ведь видит несколько образцов; давать возможность играть и не боятся, что все замарается (подготовьте для этого среду — постелите что-то).

—  когда может уверенно сидит, давайте ему возможность снимать шапку, стягивать носочки, продевать чаще самому ручки/ножки — хотя бы одно более длительное одевание-раздевание в день (когда ребенок может больше участвовать сам) поможет быстрее усвоить эти навыки, чем если это начать отрабатывать только к 3 годам;

— когда Вы уже понимаете, что ребенок уверенно сидит, и Вы примерно понимаете* в какое время он ходит в туалет (по «малым» и «большим» делам), то приучать** к горшочку следует только в эти промежутки времени, а не силой удерживая ребенка на горшке (когда он плачет и хочет избежать этого).

* если не понимаете, в какое время ходит ребенок и есть ли закономерность в этом, то попробуйте повести дневник малых и больших дел в течение 2 недель и Вы увидите время, когда ребенок ходит по «большим» и «малым» делам (указывайте каждое время в течение дня, когда ребенок ходит по «малым» и «большим» делам).

** убедитесь в удобстве горшка (он должен быть не сильно большим и не сильно маленьким; не холодным) и чтобы он имел постоянное место (постоянство места дает спокойствие ребенку, облегчает научению определенным алгоритмам действий).

6. Когда уже вышли в детский сад, то важно, чтобы Вы ДО выхода на работу оставили время хотя бы на 1−2 месяца, когда ребенок будет посещать детский сад на ЧАСТЬ дня (2−3 часа, полдня).

Так будет легче и Вам (Вы не мечитесь между работой и детским садом), и ребенку.

7. Визуальное расписание дня/ недели.

Когда ребенок видит/ ему проговаривают про то, что будет в течение дня/недели* — то ему легче адаптироваться в детском саду. В тех ситуациях, когда кажется, что ребенок никак это не воспринимает, все равно продолжайте рассказывать и показывать это, ведь наш мозг постепенно это запоминает и мобилизуется в состоянии стресса гораздо быстрее. Плюс расписание дает более спокойную обстановку, т. к. ребенок уже заранее будет готов к тому, что будет, уменьшая тем сам количество негативных реакций (плач, истерики, негативизм).

* расписание может быть с картинками (цветными, черно-белыми), с фотографиями или реальными предметами (ассоциирующиеся с той или иной активностью) — выберете тот вариант, который подходит именно Вашему ребенку.

8. Режим сна.

Необходимо засыпать в период с 21:00 до 23:00 — самое благоприятное время для организма, т. к. в этот период вырабатываются полезные гормоны, регулирующие общее состояние, развитие и настроение (серотнин, мелатонин). Если засыпать позже/ каждый раз в разное время, то это приводит к тому, что у ребенка как и взрослого будут трудности что-то начать делать, плохое настроение, хроническая усталость и куча всего. Поэтому, если у Вашего ребенка трудности со сном (плохо засыпает/ засыпает и снова просыпается ночью/ беспокойный), то стоит обратится к терапевту (или сомнологу — специалист по сну), который все проверит и при необходимости направит к эндокринологу/ неврологу для глубокой диагностики причин нарушений сна (н.: сниженный уровень мелатонина, повышенный уровень гормона стресса — кортизол, особенности работы нервной системы).

Каждое из действий важно адаптировать под своего ребенка, что-то может подойти сейчас, что-то чуть позже: главное пробуйте и не перегружайте ребенка в период адаптации различными занятиями, чтобы дать нервной системе возможность справится со стрессом и создать необходимые адаптивные механизмы.

Услуги, которые помогут

Специалисты

Вам только спросить?

Вам только спросить?